Известный доктор по сколиозу в ссср

Известный доктор по сколиозу в ссср

«Дело врачей» 1953 года – название нашумевшего уголовного дело против известных врачей в СССР, 6 из которых были евреями. Врачей обвиняли в заговоре против высокопоставленных лиц ЦК КПСС и убийстве видных членов партии. Поводом для начала расследования стали события 1948 года. Врач Лидия Тимашук поставила секретарю ЦК ВКП(б) Андрею Жданову диагноз «инфаркт миокарда». Но под «давлением» начальства она не только назначила неверное лечение, но и полностью переписала историю болезни – из-за чего товарищ Жданов умер через несколько дней.

Кампания по искоренению космополитизма

Предыстория дела «врачей-убийц», по сути, была финальным этапом кампании по искоренению космополитизма в СССР. Изначально задумывалось как благое дело, но вскоре приобрела уродливые очертания, распространяя идеи антисемитизма.
Дело врачей корнями уходит в 1946 год, когда Сталин для укрепления своих позиций сначала убрал из руководства НКВД Лаврентия Берию. Вместо генерала Меркулова (приближенный Берии) назначил Виктора Абакумова. В КПСС становилось больше «ленинградцев» – Жданов, Кузнецов, Вознесенский. Кузнецов назначил главой лечебно-санитарного управления доктора Егорова – того, кто в будущем будет фигурировать в «деле врачей». Именно Егоров не дал Тимашук «правильно» лечить Жданова, и врач-кардиолог написала донос в ЦК партии. Сталин велел отправить донесение в архив, правда, годом позже на основании этого же доноса Абакумову пришлось учинить «чистку» в Кремлевской больнице, чтобы сохранить свою должность.

Как начиналось дело

13 января 1953 года все крупные газеты СССР опубликовали сообщение со следующим заголовком «Арест группы врачей-вредителей». В сообщении говорилось о том, что «некоторое время тому назад органами государственной безопасности была раскрыта террористическая группа врачей, ставивших своей целью путем вредительского лечения сократить жизнь активным деятелям Советского Союза». Далее говорилось о том, что эти врачи злоупотребляли своим положением и доверием пациентов, диагностировали у пациентов неверные болезни, а неверным лечением их убивали.
В январе 1953 года официально утвердили арест врачей-вредителей, большинство из которых были евреями: Вовси, Этингер, Фельдман, Коган, Гринштейн. Всем предъявили одинаковое обвинение – организация «сионистского» антисоветского заговора против видных членов партии СССР. Также обвинили как участниками еврейской буржуазно-националистической организации «Joint». А Виноградова и Егорова – объявили давними агентами MI-6. Арестовали их раньше, но общество получило информацию только в 1953 году.
Лидия Тимашук, которая «донесла» ЦК КПСС о тайном замысле врачей-вредителей, была награждена Орденом Ленина. Ее объявили народной героиней, которая стала «…символом советского патриотизма, высокой бдительности, непримиримой, мужественной борьбы с врагами нашей Родины»

Расследование дела

Сталин считал, что арестованные врачи связаны с разведкой Англии и США. Он отдал приказ любыми способами «выбить» правду из арестованных, чтобы понять мотивы «врачей-убийц». Естественно, что ни о каком заговоре врачи не знали, и настаивали на невиновности. Тогда всех заключенных перевели в другую тюрьму для ужесточения методов допроса.
Руководителем следствия назначили подполковника Рюмина. Еще в 1951 году он информировал Сталина о заговоре евреев в органах госбезопасности. В октябре 1952 года заговор медиков-евреев был подтвержден, врачей арестовали. В конце ноября «выбитых» сведений показалось достаточно, чтобы доказать вину врачей-убийц. Но Сталин на этом не успокоился, он продолжать давить на министерство государственной безопасности, поэтому аресты продолжились.

Завершение расследования

19 января 1953 года особый сотрудник МГБ Николай Месяцев назначили провести независимое расследование дела врачей-вредителей. Месяцева назначил Сталин. За несколько дней работы над делом Месяцев понял, что дело сфабрикованное, улики фальсифицированные и придуманные, так как «происхождение хронических и возрастных болезней есть результат воздействия врачей-преступников».
Месяц спустя дело объявили недействительным из-за ложных и сфабрикованных улик. 5 марта 1953 года умер Сталин, и антисемитскую политику в СМИ прекратили. Лаврентий Берия 13 марта 1953 года завел отмену уголовного дела, а уже 3 апреля врачей восстановили в должностях.
Награжденную орденом Ленина Лидию Тимашук 4 апреля 1953 года лишили награды, пообещав сохранение должности и авторитета. Но обещания не сдержали: в 1954 году она была уволена на пенсию в расцвете врачебной карьеры, без права получить служебную квартиру и персональную врачебную пенсию.
Подполковника Рюмина за превышение полномочий и издевательства уволили и арестовали. В 1954 году расстреляли.

Известный доктор по сколиозу в ссср

«Дело врачей» 1953 года – название нашумевшего уголовного дело против известных врачей в СССР, 6 из которых были евреями. Врачей обвиняли в заговоре против высокопоставленных лиц ЦК КПСС и убийстве видных членов партии. Поводом для начала расследования стали события 1948 года. Врач Лидия Тимашук поставила секретарю ЦК ВКП(б) Андрею Жданову диагноз «инфаркт миокарда». Но под «давлением» начальства она не только назначила неверное лечение, но и полностью переписала историю болезни – из-за чего товарищ Жданов умер через несколько дней.

Кампания по искоренению космополитизма

Предыстория дела «врачей-убийц», по сути, была финальным этапом кампании по искоренению космополитизма в СССР. Изначально задумывалось как благое дело, но вскоре приобрела уродливые очертания, распространяя идеи антисемитизма.
Дело врачей корнями уходит в 1946 год, когда Сталин для укрепления своих позиций сначала убрал из руководства НКВД Лаврентия Берию. Вместо генерала Меркулова (приближенный Берии) назначил Виктора Абакумова. В КПСС становилось больше «ленинградцев» – Жданов, Кузнецов, Вознесенский. Кузнецов назначил главой лечебно-санитарного управления доктора Егорова – того, кто в будущем будет фигурировать в «деле врачей». Именно Егоров не дал Тимашук «правильно» лечить Жданова, и врач-кардиолог написала донос в ЦК партии. Сталин велел отправить донесение в архив, правда, годом позже на основании этого же доноса Абакумову пришлось учинить «чистку» в Кремлевской больнице, чтобы сохранить свою должность.

Как начиналось дело

13 января 1953 года все крупные газеты СССР опубликовали сообщение со следующим заголовком «Арест группы врачей-вредителей». В сообщении говорилось о том, что «некоторое время тому назад органами государственной безопасности была раскрыта террористическая группа врачей, ставивших своей целью путем вредительского лечения сократить жизнь активным деятелям Советского Союза». Далее говорилось о том, что эти врачи злоупотребляли своим положением и доверием пациентов, диагностировали у пациентов неверные болезни, а неверным лечением их убивали.
В январе 1953 года официально утвердили арест врачей-вредителей, большинство из которых были евреями: Вовси, Этингер, Фельдман, Коган, Гринштейн. Всем предъявили одинаковое обвинение – организация «сионистского» антисоветского заговора против видных членов партии СССР. Также обвинили как участниками еврейской буржуазно-националистической организации «Joint». А Виноградова и Егорова – объявили давними агентами MI-6. Арестовали их раньше, но общество получило информацию только в 1953 году.
Лидия Тимашук, которая «донесла» ЦК КПСС о тайном замысле врачей-вредителей, была награждена Орденом Ленина. Ее объявили народной героиней, которая стала «…символом советского патриотизма, высокой бдительности, непримиримой, мужественной борьбы с врагами нашей Родины»

Расследование дела

Сталин считал, что арестованные врачи связаны с разведкой Англии и США. Он отдал приказ любыми способами «выбить» правду из арестованных, чтобы понять мотивы «врачей-убийц». Естественно, что ни о каком заговоре врачи не знали, и настаивали на невиновности. Тогда всех заключенных перевели в другую тюрьму для ужесточения методов допроса.
Руководителем следствия назначили подполковника Рюмина. Еще в 1951 году он информировал Сталина о заговоре евреев в органах госбезопасности. В октябре 1952 года заговор медиков-евреев был подтвержден, врачей арестовали. В конце ноября «выбитых» сведений показалось достаточно, чтобы доказать вину врачей-убийц. Но Сталин на этом не успокоился, он продолжать давить на министерство государственной безопасности, поэтому аресты продолжились.

Читать еще:  Факторы риска сколиоза у детей

Завершение расследования

19 января 1953 года особый сотрудник МГБ Николай Месяцев назначили провести независимое расследование дела врачей-вредителей. Месяцева назначил Сталин. За несколько дней работы над делом Месяцев понял, что дело сфабрикованное, улики фальсифицированные и придуманные, так как «происхождение хронических и возрастных болезней есть результат воздействия врачей-преступников».
Месяц спустя дело объявили недействительным из-за ложных и сфабрикованных улик. 5 марта 1953 года умер Сталин, и антисемитскую политику в СМИ прекратили. Лаврентий Берия 13 марта 1953 года завел отмену уголовного дела, а уже 3 апреля врачей восстановили в должностях.
Награжденную орденом Ленина Лидию Тимашук 4 апреля 1953 года лишили награды, пообещав сохранение должности и авторитета. Но обещания не сдержали: в 1954 году она была уволена на пенсию в расцвете врачебной карьеры, без права получить служебную квартиру и персональную врачебную пенсию.
Подполковника Рюмина за превышение полномочий и издевательства уволили и арестовали. В 1954 году расстреляли.

«Сядь прямо, а то сколиоз заработаешь!» Травматолог-ортопед — о тяжелых рюкзаках и мифах о заболеваниях позвоночника

У ребенка — тяжелый рюкзак, а еще он все время горбится, когда делает уроки. Вызовет ли это сколиоз? Вовсе нет. Причины у этого заболевания иные. Но неподъемные сумки с книгами все же опасны, а красивую осанку стоит формировать с детства, считает травматолог-ортопед Вера Качурина.

— Родители первоклассников жалуются, что рюкзаки у детей слишком тяжелые. Это может навредить? Какой вес школьного портфеля оптимален?

— Медики установили четкую взаимосвязь между весом школьного рюкзака и частотой возникновения периодических болей в спине. Поэтому Американская педиатрическая ассоциация разработала рекомендации по весу рюкзака.

Вес рюкзака не должен превышать 10–15% от веса ребенка. Если первоклассник, в среднем, весит 20 килограммов, то его школьный портфель со всем содержимым не должен весить больше двух килограммов.

По гигиеническим нормам, рюкзак для детей 1–2-го класса должен весить 1,5 килограмма, 3–4-го — 2,5 килограмма, 5–6-го — 3 килограмма. У старших школьников рюкзак может весить 5–6 килограммов.

Но ограничиться этим весом непросто. Комплект учебников, еда, спортивная форма — набегает немалый вес уже в первом классе. Как справиться с этой проблемой?

  1. Покупать ребенку в школу второй комплект учебников. Хотя это не для всех подходит: учебники теряются, путаются, дома оказывается два комплекта, а в школе — ни одного, и так далее.
  2. Разделить книги с соседом по парте и носить их по очереди («ты берешь с собой чтение, а я математику»).
  3. Договориться с учителем, чтобы оставлять в школе спортивную форму и сменную обувь.
  4. Использовать вместо рюкзака сумку на колесиках. Но здесь встает проблема лестниц.

Отмечу, что от тяжелого рюкзака не развивается сколиоз. Это миф! Связь установлена только с мышечными болями в спине. Еще есть закономерность, что ребенок начинает больше сутулится под тяжестью рюкзака. Вывод один: как можно дольше носить рюкзак за ребенка.

— В детстве нас пугали: не будешь сидеть ровно, сколиоз заработаешь. Это тоже миф?

— Да. Сколиоз — это довольно редкая болезнь. Диагноз по международной классификации болезней звучит как идиопатический сколиоз. Первая часть термина означает, что никто не знает причин возникновения этого заболевания.

Сколиоз — не просто нарушение осанки, а деформация позвоночника во всех трех плоскостях: помимо искривления в боковой плоскости возникает поворот позвонков по или против часовой стрелки, так называемая торсия. Почему это происходит, пока неизвестно. И он не возникает из-за того, что ребенок не сидит прямо.

— И все-таки: к чему приводят нарушения осанки?

— Когда мы сидим, для нас естественно согнуться. Осанка — это привычное положение тела сидя или стоя. И ключевое слово здесь «привычное», то есть это привычка — ее можно сформировать. Для этого нужно определенное волевое усилие. Мы сели, мышцам хочется расслабиться и «округлиться», но мы держим спину, напрягая их.

Когда ко мне приходят родители и говорят: «Он сутулится, что нам делать?», то у меня, как у ортопеда, специальных назначений быть не может. Здесь требуется волевое усилие ребенка. Он должен свои мышцы напрягать. А врачу следует исключить костную патологию и убедиться, что нарушение осанки не возникает из-за боли или истинной деформации.

Осанка формируется за счет баланса между мышцами-антагонистами на передней поверхности туловища (пресс, бедра) и задней (спина, ягодицы). Они должны быть сбалансированы. Если какая-то из этих групп слабая или перерастянутая, возникают нарушения осанки. Это можно отрегулировать упражнениями — физкультурой и спортом. Здоровый образ жизни поможет.

— Если ребенок в наше отсутствие ложится на стол, когда пишет, это не приведет к неприятным последствиям ?

— Проблема не в том, как ребенок сидит, а в том, сколько. Если человек 24 часа сидит, сгорбившись, перед планшетом — это проблема. Если полчаса или 45 минут — нет. Не зря же уроки в школе по 45 минут, и есть перемены, на которых дети меняют положение — бегают, прыгают, разминаются. Должны быть динамические паузы в школах, которые многие перестали делать.

Можно делать уроки хоть лежа на полу. Вопрос в том, сколько человек пребывает в этой позе. Желательно не больше 30-60 минут.

— Надо ли покупать все ортопедическое?

— Зачастую это слово перед названием товара — просто маркетинговый ход. Что касается ортопедических подушек, их никто не изучал. Есть два исследования относительно матрасов, которые свидетельствуют о том, что на полужестких спать лучше всего. Но у всех разное понимание «жесткости», не совсем понятно, по какой шкале ее оценивать. Известно только, что на мягком спать плохо, поверхность должна быть упругой.

Все остальные рекомендации не имеют серьезных оснований. Что касается ортопедических столов, то эргономичное рабочее место создать для ребенка неплохо. Чтобы ему было комфортно сидеть, ноги стояли на полу, а между суставами было 90 градусов, чтобы стульчик был не на колесах. Если есть возможность, то уделите этому внимание, но не нужно покупать стул и стол по цене крыла от «Боинга». Во всем должен присутствовать разумный подход.

— Какая существует профилактика заболеваний позвоночника? Например, того же остеохондроза, который сейчас диагностируют чуть ли не у всех…

— Остеохондроз действительно у всех, как и морщины на лице. Дегенеративные изменения в позвоночнике формируются у каждого человека, это не заболевание, а плата за прямохождение. Профилактика — это движение. Всемирная организация здравоохранения рекомендует не менее 60 минут физической активности в день детям и минимум 150 минут в неделю — взрослым.

Ко мне приводят детей на прием, и на вопрос, какая у ребенка физическая активность, какие он секции посещает, я часто слышу — «Никакой. У нас кружок по фото, английский, музыка…» Но ведь для английского и музыки нет норм, а для физической активности — есть. Наши суставы и опорно-двигательный аппарат заточены под то, чтобы мы постоянно двигались. Без движения дегенеративные процессы в организме быстрее.

Читать еще:  Сколиоз берут ли в армию

— Что делать, если у ребенка обнаружили сколиоз?

— Нужно найти врача, которому родители доверяют. Он будет наблюдать пациента, пока он не вырастет. Сколиоз прогрессирует, пока ребенок растет.

Существует Международное общество по консервативному лечению сколиоза (SOSORT). Оно предлагает несколько вариантов консервативного лечения. Основой являются физиотерапевтические специальные упражнения. Они должны выполняться ежедневно. Это непростая работа.

Если ребенок упражнениям обучается, стремится контролировать осанку, то ему не противопоказаны другие виды спорта. Раньше в СССР было принято: если у школьника диагностировали сколиоз первой степени, то его освобождают от физкультуры и назначают пятую группу здоровья. Сейчас это устарело, детям со сколиозом разрешают заниматься физкультурой и спортом.

Если сколиоз прогрессирует и достигает определенной величины, то назначают корсет. Ребенок продолжает выполнять упражнения уже в корсете. Если же не удается консервативными способами справиться со сколиозом, то назначают оперативное вмешательство.

Сколиоз — это серьезное заболевание. У него есть эпидемиология, клиническая картина, алгоритм диагностики и лечения. И оно не так распространено, как думают родители.

Известный доктор по сколиозу в ссср

Исторический обзор болезни сколиоз

Сколиоз позвоночника является очень древним заболеванием. В старинных захоронениях найдены скелеты людей со сколиотическими искривлениями позвоночников. У Тутанхамона было сколиотическое искривление позвоночника вследствие синдрома Марфана. Безусловно, эта проблема стояла перед врачевателями с незапамятных времен. Известно, что с целью исправления осанки пациентов Гиппократ использовал мануальную терапию и лечебную гимнастику. Некоторые приемы физических воздействий, корригирующих положение оси позвоночника, описаны Авиценной.

В русскоязычной литературе первое серьезное научное исследование по сколиозу принадлежит Н.Ф. Гагману (1896). У 29% московских школьников он выявлял сколиоз позвоночника. В качестве одной из основных причин данного заболевания он признал неудобные школьные парты. Действительно, эта идея опирается на весьма важный факт. Заключается он в том, что значительное увеличение случаев заболевания сколиозом выявляется в первые четыре года обучения в школе. С семилетнего возраста и до одиннадцати лет. Данная догадка оказалась столь популярной, что многие родители и по настоящее время, в возникновении сколиоза обвиняют школу и школьную парту.

Следует сказать, что в то время в России пробовали изменить конструкцию школьной парты. В гимназиях повсеместно вводилась в использование деревянная парта с откидной наклонной передней панелью. Распространены такие парты были и после революции. Старшее поколение родителей конечно же помнит их. Однако массовым такое нововведение тогда не было. В муниципальных и церковно-приходских школах по-прежнему пользовались столом и длинной лавкой. Вероятно, поэтому данных о влиянии новой парты на заболеваемость школьников сколиозом в дореволюционной научной медицинской литературе не имеется.

В 1914г. грянула Первая Мировая война. За ней последовал октябрьский переворот в 1917 году и Гражданская война. Всем было не до деформаций позвоночника у детей. Лишь после укрепления Советской власти исследования были продолжены. Распространенность сколиоза среди школьников в Москве и Ленинграде на 1921г. составила 38% (А.Б. Гандельсман и соавт. 1948).

Для профилактики заболеваемости населения были организованы научно-исследовательские институты, занимающиеся многими проблемами и сколиозом в частности. В результате проведенных изучений вновь был сделан вывод, что основной причиной возникновения сколиоза позвоночника является школьная парта. Высказывались и иные предположения. А именно — аномалии развития позвоночника, нервно-мышечные заболевания и недостаточность витамина D3 (рахит).

На последнем предположении следует остановиться подробней. В период кризиса государства наблюдалось значительное ухудшение благосостояния населения. Оно приводило к недоеданию, а следовательно к авитаминозу, осложняющегося рахитом. А он в свою очередь способствует развитию сколиоза позвоночника.

Это были основные более или менее понятные и объективные теории. Оставалось только устранить указанные вредные факторы и получить оздоровление населения. Конечно, оснастить школы усовершенствованными партами легче, чем нормализовать питание населения или предотвратить развитие аномалий строения позвоночника, тем более, что прототип уже был создан до революции. Так и поступили.

Распространенность сколиоза до революции составляла 29%. Осастив все школы СССР новыми деревянными партами с наклонной откидной верхней панелью, как и ожидалось, было получено снижение заболеваемости сколиозом, но до 27% (А.Б. Гандельсман и соавторы, 1948). Одно отличие — до революции новые парты были лишь в гимназиях, а после революции повсеместно.

Надо было как то менять ситуацию, но в стране вновь грянули катаклизмы. Началась Великая Отечественная война. Последующие статистические исследования сколиоза проводились лишь после 1945г. Тот же автор выявил сколиоз позвоночника у 82,1% детей перенесших блокаду Ленинграда. Безусловно, они перенесли значительные лишения. В том числе и голод. Следовательно — недостаток витамина D3. Таким путем было найдено, на тот момент неопровержимое, доказательство первостепенности теории, объясняющей возникновение сколиоза вследствие рахита.

Основным методом борьбы с рахитом является витаминизация пациентов. Больше всего витамина D3 в рыбьем жире. Поэтому повсеместно всем детям и подросткам в СССР давали рыбий жир. Однако сколиоз на эти мероприятия вновь никак не отреагировал. Заболеваемость оставалась практически на прежнем уровне. Благосостояние народа росло, питание его улучшалось, а выявление сколиоза позвоночника находилось на прежнем уровне. Даже в 1991г., когда благосостояние народа было значительно лучше, чем в пятидесятые годы, академик В.Я. Фищенко выявил сколиоз у 32% исследованных подростков.

За последние 25 лет новых теорий возникновения деформаций позвоночника у детей и подростков не появилось. Однако популяризируется мнение, что все наши заболевания и деформации позвоночника в том числе возникают от плохой экологии, которая ухудшается с каждым днем. Действительно. Что мы едим? Из чего это готовят? Может быть это и так, но в сельских районах, где питание населения более полноценное, заболеваемость сколиозом совершенно не меньше. В экологически чистых зонах она такая же. Более того, экологическое состояние мест компактного проживания населения раньше было значительно хуже, чем сейчас.

К празднованию 750-летия Москвы в районе Красной площади были проведены значительные земляные работы, в результате чего случайно нашли средневековое кладбище. Останки перезахоронили по христианскому обычаю, но перед этим исследовали их. Так вот, в этих скелетах было найдено ужасающее содержание тяжелых металлов, указывающее на то, что население Москвы в то время жило в состоянии экологической катастрофы. Связывают это с тем, что в средние века производства (гончарное, кузнечное, кожевенное и т.д.) не выносились за пределы жилищ ремесленников. В связи с этим все техногенные загрязнения оставались в их домах. Однако деформации позвоночника у перезахороненных не были более частыми, чем у наших современников. И никто не может утверждать, что в средние века все москвичи были «кривыми».

Однако вернемся к прежней теме. Заболеваемость населения сколиозом в ответ на принимаемые меры никак не менялась. В связи с этим, в нашей стране и за рубежом, было продолжено подробное изучение этиологии и патогенеза сколиоза и кифоза позвоночника. Накоплено огромное количество данных об изменениях организма этих больных. Детально изучены не только нарушения биомеханики позвоночника, но и его биохимические, генетические, иммунные и иные изменения. Каков результат этих изучений? Трудно сказать. Нам кажется, что более правдиво высказал свое мнение о сколиозе позвоночника академик Я.Л. Цивьян в научно-мемуарном труде «Внимание! Ваш позвоночник» (1988).

Читать еще:  Причины сколиоза у детей школьного возраста

«Сядь прямо, а то сколиоз заработаешь!» Травматолог-ортопед — о тяжелых рюкзаках и мифах о заболеваниях позвоночника

У ребенка — тяжелый рюкзак, а еще он все время горбится, когда делает уроки. Вызовет ли это сколиоз? Вовсе нет. Причины у этого заболевания иные. Но неподъемные сумки с книгами все же опасны, а красивую осанку стоит формировать с детства, считает травматолог-ортопед Вера Качурина.

— Родители первоклассников жалуются, что рюкзаки у детей слишком тяжелые. Это может навредить? Какой вес школьного портфеля оптимален?

— Медики установили четкую взаимосвязь между весом школьного рюкзака и частотой возникновения периодических болей в спине. Поэтому Американская педиатрическая ассоциация разработала рекомендации по весу рюкзака.

Вес рюкзака не должен превышать 10–15% от веса ребенка. Если первоклассник, в среднем, весит 20 килограммов, то его школьный портфель со всем содержимым не должен весить больше двух килограммов.

По гигиеническим нормам, рюкзак для детей 1–2-го класса должен весить 1,5 килограмма, 3–4-го — 2,5 килограмма, 5–6-го — 3 килограмма. У старших школьников рюкзак может весить 5–6 килограммов.

Но ограничиться этим весом непросто. Комплект учебников, еда, спортивная форма — набегает немалый вес уже в первом классе. Как справиться с этой проблемой?

  1. Покупать ребенку в школу второй комплект учебников. Хотя это не для всех подходит: учебники теряются, путаются, дома оказывается два комплекта, а в школе — ни одного, и так далее.
  2. Разделить книги с соседом по парте и носить их по очереди («ты берешь с собой чтение, а я математику»).
  3. Договориться с учителем, чтобы оставлять в школе спортивную форму и сменную обувь.
  4. Использовать вместо рюкзака сумку на колесиках. Но здесь встает проблема лестниц.

Отмечу, что от тяжелого рюкзака не развивается сколиоз. Это миф! Связь установлена только с мышечными болями в спине. Еще есть закономерность, что ребенок начинает больше сутулится под тяжестью рюкзака. Вывод один: как можно дольше носить рюкзак за ребенка.

— В детстве нас пугали: не будешь сидеть ровно, сколиоз заработаешь. Это тоже миф?

— Да. Сколиоз — это довольно редкая болезнь. Диагноз по международной классификации болезней звучит как идиопатический сколиоз. Первая часть термина означает, что никто не знает причин возникновения этого заболевания.

Сколиоз — не просто нарушение осанки, а деформация позвоночника во всех трех плоскостях: помимо искривления в боковой плоскости возникает поворот позвонков по или против часовой стрелки, так называемая торсия. Почему это происходит, пока неизвестно. И он не возникает из-за того, что ребенок не сидит прямо.

— И все-таки: к чему приводят нарушения осанки?

— Когда мы сидим, для нас естественно согнуться. Осанка — это привычное положение тела сидя или стоя. И ключевое слово здесь «привычное», то есть это привычка — ее можно сформировать. Для этого нужно определенное волевое усилие. Мы сели, мышцам хочется расслабиться и «округлиться», но мы держим спину, напрягая их.

Когда ко мне приходят родители и говорят: «Он сутулится, что нам делать?», то у меня, как у ортопеда, специальных назначений быть не может. Здесь требуется волевое усилие ребенка. Он должен свои мышцы напрягать. А врачу следует исключить костную патологию и убедиться, что нарушение осанки не возникает из-за боли или истинной деформации.

Осанка формируется за счет баланса между мышцами-антагонистами на передней поверхности туловища (пресс, бедра) и задней (спина, ягодицы). Они должны быть сбалансированы. Если какая-то из этих групп слабая или перерастянутая, возникают нарушения осанки. Это можно отрегулировать упражнениями — физкультурой и спортом. Здоровый образ жизни поможет.

— Если ребенок в наше отсутствие ложится на стол, когда пишет, это не приведет к неприятным последствиям ?

— Проблема не в том, как ребенок сидит, а в том, сколько. Если человек 24 часа сидит, сгорбившись, перед планшетом — это проблема. Если полчаса или 45 минут — нет. Не зря же уроки в школе по 45 минут, и есть перемены, на которых дети меняют положение — бегают, прыгают, разминаются. Должны быть динамические паузы в школах, которые многие перестали делать.

Можно делать уроки хоть лежа на полу. Вопрос в том, сколько человек пребывает в этой позе. Желательно не больше 30-60 минут.

— Надо ли покупать все ортопедическое?

— Зачастую это слово перед названием товара — просто маркетинговый ход. Что касается ортопедических подушек, их никто не изучал. Есть два исследования относительно матрасов, которые свидетельствуют о том, что на полужестких спать лучше всего. Но у всех разное понимание «жесткости», не совсем понятно, по какой шкале ее оценивать. Известно только, что на мягком спать плохо, поверхность должна быть упругой.

Все остальные рекомендации не имеют серьезных оснований. Что касается ортопедических столов, то эргономичное рабочее место создать для ребенка неплохо. Чтобы ему было комфортно сидеть, ноги стояли на полу, а между суставами было 90 градусов, чтобы стульчик был не на колесах. Если есть возможность, то уделите этому внимание, но не нужно покупать стул и стол по цене крыла от «Боинга». Во всем должен присутствовать разумный подход.

— Какая существует профилактика заболеваний позвоночника? Например, того же остеохондроза, который сейчас диагностируют чуть ли не у всех…

— Остеохондроз действительно у всех, как и морщины на лице. Дегенеративные изменения в позвоночнике формируются у каждого человека, это не заболевание, а плата за прямохождение. Профилактика — это движение. Всемирная организация здравоохранения рекомендует не менее 60 минут физической активности в день детям и минимум 150 минут в неделю — взрослым.

Ко мне приводят детей на прием, и на вопрос, какая у ребенка физическая активность, какие он секции посещает, я часто слышу — «Никакой. У нас кружок по фото, английский, музыка…» Но ведь для английского и музыки нет норм, а для физической активности — есть. Наши суставы и опорно-двигательный аппарат заточены под то, чтобы мы постоянно двигались. Без движения дегенеративные процессы в организме быстрее.

— Что делать, если у ребенка обнаружили сколиоз?

— Нужно найти врача, которому родители доверяют. Он будет наблюдать пациента, пока он не вырастет. Сколиоз прогрессирует, пока ребенок растет.

Существует Международное общество по консервативному лечению сколиоза (SOSORT). Оно предлагает несколько вариантов консервативного лечения. Основой являются физиотерапевтические специальные упражнения. Они должны выполняться ежедневно. Это непростая работа.

Если ребенок упражнениям обучается, стремится контролировать осанку, то ему не противопоказаны другие виды спорта. Раньше в СССР было принято: если у школьника диагностировали сколиоз первой степени, то его освобождают от физкультуры и назначают пятую группу здоровья. Сейчас это устарело, детям со сколиозом разрешают заниматься физкультурой и спортом.

Если сколиоз прогрессирует и достигает определенной величины, то назначают корсет. Ребенок продолжает выполнять упражнения уже в корсете. Если же не удается консервативными способами справиться со сколиозом, то назначают оперативное вмешательство.

Сколиоз — это серьезное заболевание. У него есть эпидемиология, клиническая картина, алгоритм диагностики и лечения. И оно не так распространено, как думают родители.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector