План диспансерного наблюдения детей со сколиозом

Экстренная медицина

К моменту поступления в школу позвоночник ребенка имеет все физиологические изгибы, однако форма его зависит от развития мышц и наличия аномалий скелета, предрасполагаю­щих к искривлению позвоночника. Во время осмотра ребенка перед поступлением в школу детский хирург обязан обратить внимание на осанку, оценить ее, согласно классификации Штоффеля (рис. 98), и отметить тип осанки в школьной карте. При обнаружении нарушений осанки и сколиозов, ребенка небходимо направить к ортопеду для назначения комплексного лечения.

Рис. 98. Типы осанки по Штоффелю. I – нормальный тип осанки; II – круглая (сутулая) спина; III – плоская спина; IV – плоско­вогнутая спина; V — кругловогнутая спина.

В настоящее время в понятие «нарушение осанки» принято включать не только отклонения в сагиттальной, но и во фронтальной плоскости. В отличие от сколиоза боковые отклонения позвоночника при нарушении осанки не фиксированные; они исчезают в положении по стойке «смирно» и не определяются на рентгенограмме. Совместными усилиями школьного врача-педиатра и родителей, направленными на проведение систематических занятий лечебной гимнастикой, можно предупредить развитие сколиоза у детей с патологическим типом осанки.

Занятия должны начинаться в спортивном зале детской поликлиники под руководством инструктора по лечебной физкультуре. Непременным ус­ловием является ежедневное проведение занятий не менее 2 раз, поэтому комплекс упражнений, разученных в поликлинике, дети должны повторять дома под контролем родителей.

Примерные комплексы специальных упражнений для детей с нарушения­ми осанки во фронтальной плоскости и сколиозом I степени (для занятий до­ма).

Комплекс 1 (для дошкольников и учеников млад­ших классов)1:

  • 1. И. п.— лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, подборо­док на тыльных поверхностях кистей. Поднять голову и плечи, руки на по­яс (лопатки соединить), держать 3 с.
  • 2. И. п.— лежа на спине, руки по полу вдоль туловища. Поднять пра­вую ногу вперед, затем левую, согнуть их в коленях, выпрямить и опустить.
  • 3. Дыхательные упражнения: руки на пояс (в положении стоя на коле­нях). Повторить 2 — 3 раза.
  • 4. И. п.—то же, что и в п. 1. Приподнять туловище и голову, руки в стороны, сгибать и разгибать пальцы (6 — 10 раз), возвратиться в исход­ное положение.
  • 5. И. п.— лежа на спине, руки вдоль туловища. Движение ногами, как при езде на велосипеде.
  • 6. Дыхательные упражнения: в положении стоя, руки назад, ладони развернуть — вдох, исходное положение — выдох. Повторить 2 — 3 раза.
  • 7. И. п.— сидя на стуле, руки вдоль туловища. Руки в стороны, вверх, тянуться вверх («достать потолок»).

Комплекс 2 (для учеников младших классов):

  • 1. И. п.— лежа на животе, руки согнуты в локтях, кисти под подбород­ком. Поднять голову и плечи, руки в том же положении, держать 3 — 5 с, руки на пояс, держать 3 — 5 с — исходное положение (4 — 6 раз).
  • 2. И. п.— лежа на спине, руки вверх. Махом рук сесть, ноги скрестить, руки на пояс. Повторить 4 — 6 раз.
  • 3. И. п.—сидя; дыхательное упражнение 2 — 3 раза.
  • 4. И. п.—лежа на спине, руки на полу вдоль туловища. Согнуть ноги вперед, разогнуть под углом 90°, медленно опустить правую, затем левую ногу. Повторить 4 — 6 раз.
  • Дыхательные упражнения 2 — 3 раза в положении стоя на коленях.
  • 5. И. п.—сидя на стуле, руки вдоль туловища. Руки к плечам, вверх (потянуться), руки за голову и вниз. Повторить 4 — 6 раз.

Комплекс 3 (для учеников старших классов):

  • 1. И. п.— лежа на животе, руки под подбородком. Приподнять голову и туловище, руки вверх, держать 3 с, руки к плечам, держать на 3 счета; руки в стороны, держать 3 с; исходное положение. Упражнение повторить 4—6 раз.
  • 2. И. п.—лежа на спине, руки на полу вдоль туловища. Согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах, разогнуть под углом 45° и медленно опустить. Повторить 4 — 6 раз.
  • 3. Дыхательные упражнения: стоя на коленях, 2 — 3 раза.
  • 4. И. п.— лежа на животе, поднять прямую правую ногу, потом левую, держать на 3 счета, опустить правую, затем левую (6 раз).
  • 5. И. п.—лежа на спине, руки вверх. Махом рук вниз сесть, ноги прямые, руки вверх, потянуться, опуская руки, медленно лечь (4 — 6 раз).
  • 6. Дыхательные упражнения (2 — 3 раза).
  • 7. И. п.— стоя, ноги врозь, в двух шагах перед стулом. Наклон вперед, хват за спинку стула, прогнуться (руки и спина на одной линии, голову приподнять, держать 3 с. Исходное положение. Повторить 4 — 6 раз.

Комплекс 4 (для учеников старших классов):

  • 1. И. п.— лежа на животе, руки вверх. Движения руками, как при пла­вании способом брасс (6 раз).
  • 2. И. п.— лежа на спине, руки вдоль туловища. Движения ногами, как при плавании способом кроль (6—10 раз).
  • 3. Дыхательные упражнения (2 — 3 раза).
  • 4. И. п.— лежа на животе, руки согнуты, кисти под подбородком. Под­нять ноги, держать 3 — 5 с. Повторить 4 — 6 раз.
  • 5. И. п.— лежа на спине, руки за пояс. Медленно сесть (без опоры ру­ками) и медленно лечь (4 — 6 раз).
  • 6. Дыхательные упражнения в положении стоя (2 — 3 раза).
  • 7. И. п.— стоя, ноги врозь, в двух шагах перед стулом. Наклон вперед, хват за спинку стула, сделать «круглую» спину, рывком прогнуться, дер­жать 3 — 5 с. Исходное положение (4 — 5 раз).

Все дети с нарушением осанки и сколиозом должны быть не только своевременно выявлены, но и взяты на диспансерное наблюдение школьным врачом и ортопедом. Врач-ортопед назначает план лечения, ин­дивидуальный для каждого больного, а школьный врач контролирует его выполнение.

Консервативное лечение сколиозов состоит из следующих моментов:

1. Обеспечение правильного режима движений и отдыха (чередовать нагрузки на позвоночник с отдыхом в горизонтальном положении, следить за осанкой, спать на жесткой постели в положении на спине или на животе).

2. Общеукрепляющее лечение — массаж, закаливание, занятие плавань­ем, играми с мячом.

3. Лечебная гимнастика при сколиозе I —II степени назначается специа­листом по корригирующей гимнастике и осуществляется в кабинетах ЛФК детских поликлиник и физкультурных диспансеров’.

В период мобилизации позвоночника проводятся массаж, пассивная и активная гимнастика, направленная на ликвидацию контрактуры одних мышц и укрепление других групп мышц, изменение привычной позы, повы­шение подвижности позвоночника. Достигнутые результаты необходимо сохранить. С этой целью после вытяжения петлей Глиссона накладывается гипсовая повязка или рекомендуется ношение корсетов, спинодержателей. Лечение сколиозов продолжается с момента постановки диагноза до окон­чания роста больного. Успех столь длительного лечения может быть до­стигнут за счет концентрации детей с нарушением осанки и сколиозами в специализированных школах-интернатах и ортопедических санаториях. В этих учреждениях создаются реальные условия для проведения полного комплекса лечебных мероприятий и успешного сочетания групповых заня­тий с индивидуальным планом лечения.

Прогноз консервативного лечения сколиозов зависит от вида и выра­женности деформации, он особенно неблагоприятен при врожденном ско­лиозе, когда у больного имеются клиновидные позвонки, полупозвонки, сращение ребер и тел позвонков. При идиопатическом сколиозе добиться стабилизации деформации трудно, особенно в тех случаях, когда деформа­ция возникла в дошкольном возрасте и локализуется в грудном или пояснично-грудном отделе позвоночника. Кроме того, прогрессирование дефор­мации более чем на 20° за 1 — 11/2 года также является плохим прогностическим признаком.

Вопрос об оперативном лечении решается всегда индивидуально,- после достаточного наблюдения за больным. При этом учитываются возраст ре­бенка, степень сколиоза, локализация дуги искривления, индекс стабильно­сти и степень прогрессирования деформации.

Читать еще:  Сколько стоит операция по исправлению сколиоза

Оперативное лечение при сколиозе показано у больных с врожденным сколиозом, а также при быстро прогрессирующем сколиозе II —III степени различного происхождения, особенно при локализации первичной дуги искривления в грудном отделе позвоночника, при индексе стабильности, близком к 0,3 — 0,4, и прогрессировании деформации более чем на 20 — 30° за 1 — 11/2 года.

Руководство по детской поликлинической хирургии.-Л.:Медицина. -1986г.

Организация раннего выявления, лечения и профилактики пороков осанки и сколиозов в условиях городского врачебно-физкультурного диспансера

Г. Е. Егоров, Г. П. Белохвостова
Кафедра лечебной физкультуры, физиотерапии и курортологии Новокузнецкого ГИДУВа. г. Новокузнецк.

В развитии специализированной детской ортопедической помощи значительное место занимает правильная организация профилактики и раннего лечения пороков осанки и сколиозов. Значение этой работы еще более возрастает сейчас, когда многими исследователями (О. Клозе, 1966; А. Г. Глущенко, И. И. Слепушкина, 1975; С. П. Мясников с соавт., 1980, и др.) отмечается увеличение в последние годы числа детей с нарушениями осанки. По литературным данным последних лет, сколиоз поражает 6—8% детей (А. И. Казьмин с соавт., 1981), а нарушение осанки выявляется в 35—50% случаев. Наши данные близки к этим показателям.

Для правильной и своевременной организации профилактических и лечебных мероприятий для детей с нарушениями осанки и сколиозом исключительно важное значение имеет правильно установленный диагноз. От этого зависит тактика выбора лечебных и профилактических мероприятий.

Эффективность этой работы увеличивается, если она проводится под руководством ведущих специалистов и в одном из специализированных лечебно-профилактических учреждений.

Таким учреждением в городе является врачебно-физкультурный диспансер, на базе которого под руководством кафедры ортопедии и травматологии Новокузнецкого ГИДУВа с 1966 года проводится диспансеризация и профилактическое лечение детей с выраженными нарушениями осанки и сколиозом.

Большое внимание при этом уделяется раннему выявлению нарушений осанки и сколиозов. С этой целью врачами врачебно-физкультурного диспансера ежегодно проводятся семинары для медицинских работников дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, инструкторов лечебной физкультуры по ранней диагностике пороков осанки, сколиозов и профилактическому их лечению. При этом на медицинских работников указанных учреждений возлагается задача выявления отклонений со стороны осанки и позвоночника, и направления таких детей на консультацию во врачебно-физкультурный диспансер, а на врачей диспансера—дополнительные исследования, окончательная установка диагноза и выбор лечебных и профилактических средств.

Во всех случаях выявления признаков сколиоза необходимо проводить рентгенологическое обследование. Мы рекомендуем применять флюорографию грудного и поясничного отделов позвоночника с захватом первого крестцового позвонка и крыльев под-вздошных костей в положении стоя с равномерной нагрузкой на обе ноги. Флюрограмма, выполненная стоя, дает более четкое представление о степени деформации позвоночника и величине торсии позвонков.

После уточнения диагноза решается вопрос о выборе профилактических и лечебных мероприятий по медицинским показаниям.

Наш многолетний опыт свидетельствует о том, что чем раньше выявлены эти отклонения и чем раньше начаты профилактически и лечебные мероприятия, тем меньше неблагоприятных результатов и запущенных случаев.

Кроме того, опыт наблюдения в течение длительного времени над 7500 детьми показывает, что большинство детей с порокам осанки и даже с начальными формами сколиоза не нуждаются в специальном лечении в кабинетах корригирующей гимнастики. Им достаточно соблюдение ортопедического режима, дополнительные занятия общей физической подготовкой, физкультурой или спортом. Части же детей (со сколиозом I, I—II, II—III ст) показаны дифференцированные занятия корригирующей гимнастикой в условиях лечебно-профилактических учреждений, а при прогрессирующих формах сколиоза —лечение в условиях специализированной школы-интерната. .

При занятиях, корригирующей гимнастикой в амбулаторных условиях мы рекомендуем применять в основном симметричную физическую нагрузку, которая рассчитана на равномерное укрепление всех групп мышц.

При грудо-поясничном сколиозе с вершиной искривления позвоночника на уровне Тh12-L1, по медицинским показаниям, мы применяем асимметричную тренировку подвздошно-поясничной мышцы по методике И.И.Кона на фоне общеукрепляющей сим- метричной гимнастики. По такой методике проводится лечение детей со сколиозом и выраженными нарушениями осанки в 8 кабинетах корригирующей гимнастики города.

Следует, иметь в виду, что большинство детей школьного возраста со сколиозом и нарушениями осанки посещают занятия корригирующей гимнастики без особого желания и нерегулярно. Это мы объясняем тем, что нагрузка на занятиях корригирующей гимнастикой однообразна, недостаточно эмоциональна и не удовлетворяет двигательных потребностей детей. Кроме того, присутствуй психологический фактор «неполноценности». В связи с этим при отсутствии признаков прогрессирования патологического процесс необходимо рекомендовать этим детям занятия любимым видом спорта с учетом состояния осанки и позвоночника в сочетании с корригирующей гимнастикой или даже без нее.

Многие авторы (А.Ф. Каптелин, 1965; В. И, Слугин, 1975; О. В. Смагина, 1979; С. П. Мясников с соавт., 1980, и др.) к числу профилактических мероприятий нарушений осанки и сколиозов относят правильное физическое воспитание и привлечение детей к занятиям спортом. Однако конкретных указаний по выбору вида спорта в зависимости от исходного состояния осанки и позвоночника мы в литературе не нашли. Нами накоплен определенный опыт по ориентации детей с нарушениями осанки во фронтальной плoскости и начальными формами сколиоза в спорте. Динамические наблюдения в течение 5-8 лет над более 2500 учащимися детскoско-юношеских спортивных школ свидетельствуют, что наиболее благоприятное влияние на формирование осанки и позвоночника оказывают виды спорта с симметричным воздействием физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат (плавание, лыжные гонки, беговые виды легкой атлетики, спортивная гимнастика, штанга и другие) и виды спорта, при занятиях которыми постоянно меняется спортивная рабочая поза (все виды борьбы, волейбол, многоборья, футбол, хоккей, художественная гимнастика и другие).

Сравнительная оценка динамики дальнейшего развития имеющихся нарушений осанки и сколиоза I степени у юных спортсменов, специализирующихся в указанных видах спорта, и у лиц, занимающихся корригирующей гимнастикой, показало, что в течение трех лет занятий спортом улучшение осанки достигнуто из 587 детей у 307 (52,3%), уменьшение дуги искривления позвоночника при сколиозе I степени из 143 у 56 (39,2%). За этот же период у лиц, занимающихся корригирующей гимнастикой, эти показатели составили при нарушениях осанки 16,1%, при сколиозе I степени 20% Это свидетельствует о большей эффективности занятий симметричными и смешанными видами спорта в лечении нарушений осанки и сколиоза I степени, чем корригирующая гимнастика, проводимая в амбулаторных условиях.

Виды спорта с асимметричной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат (бокс, фехтование, теннис, городки, баскетбол, бадминтон, стрельба, метание и др.) способствуют прогрессированию имеющихся нарушений осанки и сколиоза I степени и развитию вновь приобретенных нарушений осанки у здоровых детей.

Изложенное выше свидетельствует о том, что дети с нарушениями осанки могут заниматься любым видом спорта, но при условии разносторонней физической подготовки, исключающей узкую специализацию в избранном виде спорта, особенно в юном возрасте.

Непрогрессирующие формы сколиоза I степени не являются противопоказанием для занятий спортом. В этих случаях мы рекомендуем занятия только симметричными или смешанными видами спорта. Однако надо иметь в виду, что некоторые виды спорта, развивающие высокую гибкость и подвижность позвоночника, (спортивная гимнастика), могут способствовать прогрессированию сколиоза I степени. Нежелательны также занятия тяжелой атлетикой. В течение 1 года занятий спортом ортопедическое обследование детей со сколиозом I степени должно производиться не менее 2 раз. При появлении признаков прогрессирования сколиоза занятия спортом должны быть запрещены. В этих случаях показана дифференцированная корригирующая гимнастика.

Сколиозы II степени во всех случаях являются противопоказанием для занятий любым видом спорта, т. к. интенсивные спортивные нагрузки приводят к прогрессированию уже имеющихся дегенеративно-дистрофических изменений в позвоночнике, способствуют появлению болевого синдрома и увеличению дуги сколиотической деформации.

Читать еще:  Поможет ли корсет при сколиозе

При наличии у детей хронических заболеваний органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, органов выделения на фоне нарушений осанки и сколиоза I степени занятия спортом противопоказаны. Занятия спортом противопоказаны также при наличии неблагоприятных признаков, свидетельствующих о возможном прогрессировании сколиоза I степени.

Опубликовано: Егоров Г.Е. Организация раннего выявления, лечения и профилактики пороков осанки и сколиозов в условиях городского врачебно-физкультурного диспансера. // В сб.: Актуальные вопросы травматологии и ортопедии. – Л., 1983. – С. 18 – 22.

Профилактика и лечебные мероприятия при сколиозе

Е.М. Щерба
Одесский государственный медицинский университет
Кафедра общей гигиены и социальной медицины
Г. Одесса, ул. Слепнева, 6

План
1. Сколиоз – патология опорно-двигательного аппарата:
a) определение;
б) формы сколиоза;
в) первые проявления.
2. Причины возникновения сколиоза:
a) врожденного;
б) приобретенного.
3. Лечебные мероприятия.
4. Профилактика сколиоза.

Сколиоз – это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует де-формацию с выпуклостью вбок и кзади – кифосколиоз.
Сколиоз встречается гораздо чаще, чем об этом думают. По данным Петербургского детского ортопедического института им. Г. И. Турнера, у 40% обследованных школьников старших классов выявлено нарушение статики, требующее лечения. Название сколиоз получает по уровню изги-ба: шейный, грудной или поясничный и соответственно выпуклой стороны искривления. Таким образом можно встретить например правосторонний грудной сколиоз.
Сколиоз может быть простым, или частичным, с одной боковой ду-гой искривления, и сложным – при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны и, наконец, тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным и нефиксированным, исче-зающим в горизонтальном положении, например при укорочении одной конечности. Одновременно со сколиозом обычно наблюдается и торсия его, т.е. поворот вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков оказы-ваются обращенными в выпуклую сторону, а остистые отростки в вогну-тую. Торсия способствует деформации грудной клетки и ее асимметрии, внутренние органы при этом сжимаются и смещаются.

Таблица 1
Давление на межпозвоночные диски, в процентах от положения стоя

Положение тела Давление на межпозвоночные диски
Лежа на спине 25%
Лежа на боку 75%
Стоя 100%
Стоя, с наклоном вперед 150%
Стоя, с наклоном вперед, в руках вес 220%
Сидя 140%
Сидя с наклоном вперед 185%
Сидя с наклоном вперед, в руках вес 275%

Лечение зависит от возраста больного, типа сколиоза и степени де-формации позвоночника.
Детский сколиоз при I и II степенях искривления позвоночника лечат консервативно. Важным условием успешного лечения является полноцен-ное и богатое витаминами питание, регулярное пребывание на свежем воз-духе, подвижные игры. Постель должна быть жесткой, для чего на кровать укладывают деревянный щит. Стул и стол на рабочем месте должны соот-ветствовать росту. Нужно следить, чтобы ребенок сидел за столом прямо, а ноги его при этом достигали пола. Важна также правильная установка све-та, а при нарушении зрения обязательна его коррекция. Систематически проводят лечебную гимнастику и часто назначают ношение корсетов.

Консервативное лечение проводят также в специальных школах-интернатах для детей со сколиозом, в которых одновременно с обучением по обычной программе создан необходимый круглосуточный лечебный режим. Одним из ведущих средств консервативного лечения сколиоза яв-ляется лечебная физкультура. Физические упражнения оказывают стаби-лизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позво-ляют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза, но более успешные ре-зультаты она дает при начальных формах сколиоза.

Противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гиб-кость позвоночника и приводящие его к перерастяжению. Комплекс средств ЛФК, применяемых при консервативном лечении сколиоза включает:
лечебную гимнастику;
упражнения в воде;
массаж;
коррекцию положением;
элементы спорта.

ЛФК сочетается с режимом сниженной статической нагрузки на по-звоночник. ЛФК проводят в форме групповых занятий, индивидуальных процедур (преимущественно показаны больным при неблагоприятном те-чении болезни), а также индивидуальных заданий, выполняемых больны-ми самостоятельно. Методика ЛФК определяется также степенью сколиоза: при сколиозе I, III, IV степени она направлена на повышение устойчивости позвоночника (стабилизацию патологического процесса), а в то время как при сколиозе II степени – также на коррекцию деформации.

1. Большая медицинская энциклопедия том 23 стр. 386-389
2. Журнал “Здоровье” N 6 1986 г.
3. Журнал “Здоровье” N 8 1986 г.
4. Напалков П.Н. Смирнов А.В. Шрайбер М.Г., Хирургические болезни, Медицина 1969 г., стр. 256,257
5. Журнал Сила и красота N 8 1995 г.

Что делать, если поставлен диагноз “сколиоз”?

По статистике около 15% детей страдают сколиозом. Чаще сколиозом болеют девочки, а пик этого заболевания наблюдается в возрастной группе от 10 до 14 лет. И вот, после очередного медицинского осмотра у ребенка определили сколиоз. Что же делать в такой ситуации родителям?

Предлагаем коррекцию сколиоза 2-4 степени у детей при помощи специальной гимнастики. За два месяца лечения вы уменьшите деформацию на 5-15 градусов и укрепите здоровье вашего ребенка.

В первую очередь следует собрать всю информацию по заболеванию, по методам лечения и профилактики для того, чтобы остановить прогрессирование болезни.

Врач педиатр совместно с детским ортопедом-травматологом ставят ребенка на диспансерный учет, это обязывает ребенка в течение года приходить на осмотры и коррекцию лечения. Детям со сколиозом определяют группу здоровья и группу по физкультуре, детей с прогрессирующим сколиозом и сколиозом 3-4 степени отбирают в группы по реабилитации.

Поговорите с ортопедом

Поговорите с педиатром и ортопедом-травматологом. Обязательно обратитесь к нескольким врачам, несколько мнений помогут вам выбрать оптимальное решение. Обсудите с врачами следующие вопросы.

Выбор лечения

Уже со 2 степенью сколиоза ребенок освобождается от физкультуры, взамен он выполняет лечебную физкультуру.

Здесь все индивидуально и зависит от степени сколиоза, возраста ребенка, его усидчивости и готовности к лечебным мероприятиям. Лечение сколиоза у детей – процесс длительный, требующий комплексного подхода, только в этом случае можно добиться стойкого положительного результата.

Выбор занятий физкультурой

Уже со 2 степенью сколиоза ребенок освобождается от физкультуры, взамен он выполняет лечебную физкультуру. Комплекс упражнений подбирает лечащий врач. Следите за тем, чтобы ваш ребенок выполнял эти упражнения, а также поинтересуйтесь у врача, можно ли ему ходить в бассейн, на бальные танцы или в другие кружки, где предполагается физическая активность.

Выбор физиопроцедур

Из физиопроцедур одной из самых эффективных является электростимуляция мышц. Она способствует укреплению мышечно-связочного аппарата позвоночника, выпрямляя его, предупреждает прогрессирующее искривление. Самостоятельно не ведите ребенка на физиопроцедуры, только лечащий врач может вам их назначать.

Выбор ортопедических изделий

Возможно, вам следует приобрести ортопедический матрас для правильного положения позвоночника ночью. Может быть, нужно носить ортопедическую обувь или специальные ортопедические вкладыши при разной длине ног вследствие искривления позвоночника.

Эти вопросы вы должны решать с врачом, поэтому не стесняйтесь их задавать.

Сходите в школу

Парта и стул в школе должны соответствовать росту вашего ребенка.

Зайдите в школу, посмотрите на парту и стул, за которым сидит ваш ребенок – соответствует ли она росту вашего ребенка? Если нет, то обратитесь к завхозу школы или садика, поговорите с ним, возможно у них есть столы для детей с проблемами позвоночника или столы разной высоты, что даст вам возможность менять стол ребенку по мере его роста.

Если такой возможности нет, то поинтересуйтесь, есть ли в вашем городе фирмы, изготавливающие мебель для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Такая мебель регулируется под рост ребенка, и покупать каждый год ее не надо будет.

Читать еще:  Как определить степень сколиоза по коббу

Купите мебель для детской

Оборудуйте подходящей мебелью детскую комнату или детский уголок в вашей квартире. Дома можно использовать ортопедическую кушетку, за которой ребенок лежа сможет делать уроки и читать.

Подумайте о школе-интернате

Хорошей альтернативой обычной школе являются санаторные школы-интернаты. Не отказывайтесь, если врач предлагает вам такой вариант, для ребенка это шанс добиться хороших и стойких результатов в лечении сколиоза.

Подумайте о выборе профессии

Если ребенок со сколиозом готовится к поступлению в учебное заведение, заранее подумайте о будущей профессии. Заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушением функции 2-ой степени и выше служит ограничением для профессий, связанных с работой на высоте, подземными работами, службой в армии и военизированной охране и т.п.

Поддержите своего ребенка

Поговорите с ребенком о вашей общей проблеме, поинтересуйтесь, беспокоит ли его искривление позвоночника физически и психологически, мешает ли это общению со сверстниками. Вы должны быть для своего ребенка психологом и помощником, особенно, если у ребенка на этом фоне развиваются комплексы.

Предлагаем коррекцию сколиоза 2-4 степени у детей при помощи специальной гимнастики. За два месяца лечения вы уменьшите деформацию на 5-15 градусов и укрепите здоровье вашего ребенка.

Организация диспансерного наблюдения за детьми

Дети, страдающие от хронических заболеваний или попадающие в группы риска прогрессирования таковых, должны находиться под регулярным контролем специалистов. С этой целью на законодательном уровне предусмотрено диспансерное наблюдение за несовершеннолетними.

Каждый ребенок в зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья имеет право на лечебные, реабилитационные и профилактические процедуры. Минимальная и максимальная их периодичность не должна выходить за рамки законодательно утвержденных норм. О том, что такое диспансерное наблюдение детей и как оно реализуется, расскажем в данной статье.

Что это за процедура и в чем ее особенности?

Диспансерным наблюдением за детьми называется осуществление регулярного контроля над здоровьем граждан России, не достигших совершеннолетия, имеющих заболевания хронического характера, функциональные расстройства и тому подобные состояния. Его целью является своевременное диагностирование возникших осложнений патологий, их дальнейшая терапия и реабилитация, а также принятие профилактических мер для предотвращения обострений.

Если в случае диспансеризации регулярным обследованиям подлежат абсолютно все категории детей, то диспансерное наблюдение имеет специфическую направленность – пациенты, уже состоящие на учете с ранее выявленными болезнями. Под регулярное диспансерное наблюдение попадают следующие категории детей:

  • С хроническими недугами неинфекционной природы, а также принадлежащие к группе риска их развития;
  • С хроническими заболеваниями инфекционного типа, а также перенесшие подобные недуги или являющиеся носителями их возбудителей;
  • Пребывающие на восстановительной стадии по результатам терапии острых болезней (включительно с отравлениями, травмами).

Диспансерное наблюдение за несовершеннолетними регламентируется нормами ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» № 323-ФЗ, принятого Государственной Думой 21 ноября 2011 года. Процедура прописана и в положениях приказа Министерства здравоохранения, зарегистрированного под № 1348н от 21 ноября 2012 года.

Порядок диспансерного приема ребенка

Процедура диспансерного приема состоит из нескольких этапов, результаты которых в обязательном порядке вносятся в медицинскую карту пациента и в дальнейшем являются главными показателями к назначению какого-либо лечения или профилактических мероприятий. Итак, процедура состоит из следующих этапов:

  1. Предварительный осмотр пациента и анализ его жалоб, если таковые имеются.
  2. Назначение, прохождение и оценка специалистом полученных результатов лабораторных анализов, инструментального исследования.
  3. Постановка диагноза.
  4. Определение порядка лечения, реабилитации и оздоровительных мероприятий.
  5. Профилактическая консультация пациента и его представителя (родителя, опекуна и т. д.) по поводу мер предосторожности во избежание осложнений недуга, а также последовательности действий в экстренных ситуациях.

Проводят диспансерное наблюдение сотрудники того медучреждения, в пределах которого ребенку предоставляется первичная медико-санитарная помощь, врачи-педиатры, профильные доктора, фельдшеры ФАП. Вся информация о состоянии здоровья пациента по итогам обследования должна быть предоставлена ему самому, а также его родителю или другому законному представителю.

Какие группы диспансерного наблюдения детей существуют?

Для осуществления диспансерного наблюдения за детьми с наличием хронических заболеваний и патологий всех пациентов разграничивают на отдельные категории. Частота плановых медицинских осмотров зависит от принадлежности к одной из них. Выделяют следующие группы здоровья несовершеннолетних:

  • Группа І – дети, физически и психически здоровые;
  • Группа ІІ – несовершеннолетние, не имеющие заболеваний хронического характера, но с функциональными нарушениями в организме, являющиеся носителями возбудителей недугов, а также перенесшие тяжелые или средние по тяжести болезни инфекционной природы;
  • Группа ІІІ – дети, которые имеют хронические недуги, пребывающие в стадии ремиссии и склонные к нечастым обострениям;
  • Группа IV – несовершеннолетние, у которых имеются хронические заболевания в активной стадии, а также ремиссии, но со склонностью к частым обострениям;
  • Группа V – дети с хроническими недугами тяжелого характера, которые находятся всегда в активной стадии, отличаются постоянными осложнениями и редкой клинической ремиссией.

Представители группы І должны проходить регулярные комплексные медобследования в те сроки, которые указаны в нормативных положениях рассмотренных выше правовых актов в зависимости от возраста. Состояние здоровья детей, принадлежащих к группе ІІ, контролируется врачами-педиатрами ежегодно. Для групп ІІІ, IV, V в зависимости от течения болезни может быть назначен докторами индивидуальный график систематических обследований (от 1 раза в 2 недели, месяц, квартал до 1 раза в полгода).

Как происходит наблюдение за детьми с сахарным диабетом и хроническими заболеваниями?

Если ребенок страдает от сахарного диабета, он должен проходить осмотр у эндокринолога не реже, чем 1 раз в месяц (в зависимости от течения заболевания – и чаще). Предусматривается сдача анализов на порционный глюкозурический профиль и уровень глюкозы в составе крови. Также для ребенка является обязательным плановый контроль у офтальмолога и невропатолога, периодичность которого составляет не менее 2 раз в течение года. Если имеются показания, может быть назначено обследование у других профильных врачей. С целью всесторонней диагностики и стационарной терапии в частных случаях является уместной и госпитализация несовершеннолетнего. Таким категориям лиц показано регулярное санаторное лечение.

Диспансерное наблюдение за детьми с хроническими заболеваниями производится педиатрами и профильными специалистами детских поликлиник, а также больниц, где проводится или проводилась стационарная терапия. При постановке ребенка на учет врач делает отметку в истории развития и карте для диспансерного пациента (формы № 112/у и № 30/у соответственно).

В зависимости от типа заболевания ежегодно разрабатывается план по наблюдению, в котором отмечаются сроки осмотра педиатром и узкими специалистами, даты сдачи анализов, а также список необходимых лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий. По истечении каждого года диспансерного учета врач обязан составить эпикриз, оценить в нем характер течения болезни и эффективность использованных методов контроля.

Желаемым итогом является последующее снятие ребенка с учета. Если врач принимает решение о продолжении наблюдения за его состоянием здоровья, должен быть составлен план на следующий год. Результаты примененных процедур и возможное снятие с диспансерного учета в обязательном порядке должно обсуждаться на общем совете детской поликлиники.

Заключение

Диспансерное наблюдение осуществляется за детьми с хроническими и иными заболеваниями с целью их профилактики, квалифицированного и своевременного лечения. Выделяют несколько групп диспансерного наблюдения, в соответствии с которыми осуществляются мероприятия по обследованию и составляются планы лечения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector